Мнение экспертов о внедрении виртуальной реальности в игровую сферу

Рейтинг честных онлайн казино на русском 2020:
  • КазиноИкс
    КазиноИкс

    1 место в рейтинге. Самые большие бонусы за всё!

  • Чемпион
    Чемпион

    Проверенное временем казино на русском языке. Выплаты за 1 минуту!

  • ДжойКазино
    ДжойКазино

    Проверенное казино с быстрым выводом денег!

Почему VR и AR еще не изменили нашу жизнь? Семь преград для развития технологий

CEO и основатель ARena Space и ARena Lab

Какие преграды человечеству необходимо преодолеть, чтобы виртуальная и дополненная реальности стали неотъемлемой частью повседневной жизни? Василий Рыжонков, основатель VR-провайдера ARena Space, в колонке рассуждает на эту тему.

Виртуальная и дополненная реальность (VR/AR) — это, пожалуй, самые важные технологические разработки после создания интернета и мобильного телефона. Это именно те технологии, после открытия которых можно с уверенностью сказать: мир уже не будет прежним.

Эти технологии дают новый, иммерсивный способ взаимодействия человека и компьютера, человека и всего, что его окружает. Виртуальная и дополненная реальности сегодня глубоко проникли в жизнь людей, их возможности выходят за рамки индустрии развлечений.

Военные используют VR/AR-симуляции для подготовки солдат к боевым ситуациям, архитекторы — для визуализации здания, фундамент которого еще предстоит заложить, студенты-медики практикуют хирургию, не рискуя жизнью пациентов. Технологии нашли применение и в школьном образовании, промышленности, науке, спорте, моде… И, по сути, проникли во все отрасли без исключения.

Как VR/AR-технологии изменят будущее?

Технологии виртуальной и дополненной реальности станут отправной точкой для новой технологической революции. В один прекрасный день наш реальный мир станет полностью интегрирован с цифровым. Смартфоны, часы, планшеты, ноутбуки — все это уйдет в прошлое. На смену им придут контактные интернет-линзы, разработанные на основе VR/AR-технологий.

Вы просыпаетесь утром и надеваете умные линзы. Они автоматически показывают вам то, что вы хотите видеть. Возможно, это подборка новостей, или электронная почта, или биржевая сводка, или прогноз погоды. Экран не занимает все поле вашего зрения, так что вы спокойно взаимодействуете с окружающим миром, читая сообщения, пришедшие за ночь, и готовя кофе одновременно.

Вы используете функцию родительского контроля, чтобы увидеть, что смотрит ваш ребенок на своем виртуальном экране, а затем переключаетесь на Skype-звонок, проецируете изображение на стену, а после можете ходить по комнате и смотреть куда угодно — виртуальное окно останется том же месте.

Вы садитесь в свой электрический автомобиль, и линзы автоматически включают навигатор, показывая самый оптимальный путь до работы, и при необходимости выводят важную информацию на лобовое стекло машины. Вы заходите в офис и встречаете нового сотрудника, с которым еще не знакомы. Когда он приближается, над его головой появляется надпись с именем, фамилией и информацией о нем.

Вы обсуждаете новый проект — строительство моста, создаете в виртуальной реальности прототип, тут же тестируете различные покрытия и проверяете конструкцию на прочность.

У вас перерыв на обед и вы отправляетесь в кафе — в меню индивидуальные рекомендации, основанные на ваших предпочтениях и прошлых заказах.

Виртуальный помощник следит за вашими медицинскими показателями, которые в режиме реального времени передаются на устройство, и напоминает, что вечером у вас свидание с женой. Вы возвращаетесь в офис и по пути видите рекламу ее любимых духов, моргнув глазом, заказываете подарок.

Звучит как отрывок из фантастического романа? Пройдет еще как минимум пять лет, прежде чем в нашей жизни появятся настоящие AR/VR-технологии. И вот что нас сдерживает на пути к технологической утопии.

Самые прибыльные казино:
  • КазиноИкс
    КазиноИкс

    1 место в рейтинге. Самые большие бонусы за всё!

  • Чемпион
    Чемпион

    Проверенное временем казино на русском языке. Выплаты за 1 минуту!

  • ДжойКазино
    ДжойКазино

    Проверенное казино с быстрым выводом денег!

Технологические и научные преграды для развития отрасли

Отсутствие развитой инфраструктуры связи

На сегодняшний день технические устройства не способны передавать данные с той скоростью, которая необходима для полного погружения в виртуальную и дополненную реальность. LTE не способна решить эту проблему, для революции в сфере AR/VR-технологий нужно, чтобы связь нового поколения (5G), получила широкое распространение.

Предполагается, что 5G принесет человечеству 10-кратное улучшение во всем: средняя скорость загрузки данных увеличится до 100 Мбит/с на прием и до 50 Мбит/с на отдачу, задержка сигнала сократится до 1-4 миллисекунд, повысится и пропускная способность — на квадратном километре смогут одновременно работать до миллиона устройств.

Благодаря этому станет возможен стриминг в формате 8К. 5G-сети уже тестируются в Китае, Южной Корее, Японии, Европе и США. Что касается России, в нашей стране процесс затормозился — на государственном уровне сроки внедрения перенесли с 2020 года на конец 2021.

Невероятные аккумуляторы, которых нет

Энергопотребление у линз или автономных AR/VR-очков для работы хотя бы сутки без подзарядки требует батарейку нового типа. Нужен прорыв, нужен эффективный аккумулятор, который будет способен питать гаджет в идеале неделю, при этом очень компактный и быстрозаряжаемый.

Энергия очень быстро расходуется при постоянном подключении к интернету и GPS автономных AR/VR-очков. Современные технологии позволяют работать целый день устройству при такой нагрузке, но весят такие литий-ионные аккумуляторы около килограмма. Емкость батареи недостаточна сейчас. И компактность. Важно, чтобы устройство было легким и небольшим.

Недостаточная вычислительная мощность компактных устройств

Среди сдерживающих факторов — вычислительная мощность устройств. На данный момент она недостаточно высока для полноценного развития AR/VR-технологий. «Подтормаживание» изображения на экране при повороте головы вызывает неприятные ощущения: головокружение и тошноту.

Устройства должны передавать движение с нулевой задержкой. А в ближайшие 5 лет мы вряд ли увидим компактные девайсы, способные качественно обрабатывать 3D-картинку хотя бы в 4К — с процессором не все так просто.

Отсутствие рынка сбыта и инвестиций в приложения

Следующий барьер для развития AR/VR в ближайшие годы — организационно-экономический. Нужно сформировать рынок сбыта, а для этого нужны инвестиции.

На данный момент объемы инвестиций, которые есть, недостаточны, чтобы рынок сформировался. И на его развитие уйдет немало времени и усилий.

Чтобы появились активные пользователи и высокий потребительский уровень, нужно, чтобы вышло еще несколько прорывных приложений по типу игры Pokemon Go или «Google Переводчика», который с помощью камеры позволяет переводить различные надписи на родной язык.

Дороговизна AR/VR-гаджетов

Массовое развитие AR/VR сильно сдерживает высокая стоимость оборудования. К примеру, шлем виртуальной реальности HTC Vive VR стоит $800 долларов, а очки дополненной реальности Microsoft HoloLens — $3 тысячи. Это не каждому по карману. Впрочем, рынок только зарождается, и это неизбежно для раннего развития.

Рано или поздно стоимость упадет, и VR/AR-гаджеты будут в каждом доме. По мере того, как на рынок выходит все больше девайсов, они становятся более доступными.

Для сравнения: в 2020 году Oculus Rift стоил 799 долларов, а выпущенный в начале 2020 Oculus Go — 199 долларов. Однако в ближайшие пять лет таким технологиям не достичь уровня продаж смартфонов.

Сложности в создании контента для VR/AR

Разработчики в среднем тратят от $100 тысяч до $500 тысяч на создание качественного игрового контента. В зависимости от сложности приложения время разработки может варьироваться от месяца до нескольких лет.

Для примера, чтобы создать сейчас игру для free roam vr на несколько игроков, понадобится как минимум полгода. Необходимы радикальные сокращения сроков и стоимости разработки за счет библиотек контента, типизации процессов, стандартизации механик, внедрения инструментов и утилит для разработки.

Изменение способа взаимодействия человека и машины

Для технологической революции нужен совершенно другого рода интерфейс человек-машина, который будет адаптирован к VR и AR. Вначале мы общались с компьютером текстом, потом с помощью графического интерфейса, после этого — прикосновением к сенсорному экрану. На каждом этапе мы получали возможность отправлять команды технике все более естественно.

Необходимы рекламные поверхности и браузеры нового типа, которые позволят серчить при помощи жестов или движения глаз.

Нужны новые платформенные решения, которые сотрут границу между реальным и виртуальным миром и позволят пользователю делать привычные для него вещи — просматривать почту, покупать продукты, общаться в социальных сетях с друзьями — совершенно уникальным образом.

По сути, мы говорим об изобретении нового способа диалога человека, машины и в конечном итоге искусственного интеллекта, который радикально изменит все сферы жизни — от медиа до строительства, от шоппинга до обучения. Вот почему VR/AR-технологии — это новая медиаплатформа.

Прежде чем VR и AR станут неотъемлемой частью повседневной жизни, необходимо решить эти семь ключевых проблем. И хотя невозможно точно сказать, когда мы преодолеем все препятствия, нет никаких сомнений в том, что будущее за технологиями виртуальной и дополненной реальности. В самолеты, лифты, интернет и мобильные телефоны в свое время тоже не все верили.

Это не игрушки: как VR-тренажеры и AR-очки меняют работу реального сектора экономики

Технологии виртуальной и дополненной реальностей (VR/AR) входят в число сквозных, то есть охватывающих не одну отрасль. Еще несколько лет назад, в рамках Национальной технологической инициативы, они были определены как ключевые для социально-экономического развития России и достижения нашей страной технологического лидерства на мировом рынке. Теперь этим технологиям уделено особое внимание в нацпроекте «Цифровая экономика».

Может показаться, что VR/AR-технологии в основном используются в сфере развлечений, когда зрителей «погружают» на дно океана или на борт космического корабля. Однако с каждым годом спектр применения таких инструментов расширяется и на другие отрасли экономики. Например, промышленные компании видят в VR и AR новые возможности для обучения специалистов, проектирования предприятий и ремонта уже существующих производственных площадок.

Эксперты отрасли поделились с порталом «Будущее России. Национальные проекты», оператором которого является информационное агентство ТАСС, какими они видят перспективы этих технологий в реальном секторе экономики страны, а представители бизнеса рассказали, как VR-тренажеры и AR-очки помогают работникам и проектировщикам заводов и шахт.

От «вау-эффекта» к обучению и прогнозированию

Консалтинговая компания KPMG в рамках исследования «Цифровые технологии в российских компаниях», опубликованного в январе 2020 года и охватившего более 100 крупнейших отечественных предприятий, выявила восемь наиболее популярных для внедрения решений. На седьмую строчку попали VR/AR-технологии — их используют 21% опрошенных компаний. Активнее всего их применяют в ИТ-секторе (40%), металлургии (33%), телекоммуникационной и нефтегазовой отраслях (по 25%).

Кандидат технических наук, доцент кафедры «Информационные системы и телекоммуникации» МГТУ им. Н. Э. Баумана Даниил Локтев считает, что VR/AR-технологии пока еще в полной мере не оценены компаниями реального сектора экономики. По его словам, в настоящее время подобные решения преимущественно используются для образовательных целей, обучения персонала, а в развлекательной, рекламной и популяризационной деятельности для привлечения клиентов. «Эффект при внедрении VR/AR-решений оценивается в среднем на уровне 10-20% экономии», — уточнил Локтев.

Владелец продуктов по XR (объединяет виртуальную и дополненную реальности) компании «Сибур» Александр Леус отмечает, что пока на российском рынке есть определенное смещение в сторону заказа промышленными компаниями таких решений именно для маркетинговых целей — создания «вау-эффекта» на выставках и других мероприятиях. «Данная тенденция связана в первую очередь со сложностью оценки эффектов, достигаемых за счет применения XR-решений на практике, — пояснил он. — Для технологий дополненной реальности процесс оценки экономической эффективности достаточно трудоемок, но в целом необходимые критерии вывести можно, в то время как целесообразность и эффективность VR еще требует уточнения».

Тем не менее Локтев отмечает очень быстрое развитие таких технологий, и в первую очередь с точки зрения появления различных промышленных решений. Прежде всего они нацелены на то, чтобы повысить безопасность на производстве с помощью внедрения цифровых инструкций и тренировок в виртуальной реальности, моделирующей как штатные, так и экстремальные ситуации. «VR/AR-технологии помогут уменьшить временные издержки и возможные ошибки, а также повысить производительность и эффективность», — добавил он.

Руководитель направления «Виртуальная и дополненная реальность, технологии геймификации» ИТ-кластера фонда «Сколково» Алексей Каленчук также отмечает движение рынка от технологий для «вау-эффекта» к решениям, ощутимо улучшающим процессы обучения и проектирования. «Хотя сегодня большую часть выручки на рынке VR генерируют развлекательные и маркетинговые кейсы, драйвером 2020-2020 годов стало направление образовательных решений», — говорит он.

Как ожидает Локтев, в ближайшие пять лет VR/AR-системы будут активнее использоваться в транспортной отрасли для анализа и прогнозирования. Кроме того, он видит тенденцию расширения применения подобных технологий в машиностроении, металлургии, нефте- и газодобывающем секторах и энергетике, где необходимо использовать сложное технологическое оборудование, моделировать окружающую среду (шахты для нефтедобычи, воздушное пространство в авиатренажерах и т. д.), проводить дистанционные исследования.

Ожидается, что в перспективе трех-пяти лет внедрение промышленных технологий дополненной реальности (Industrial Augmented Reality, IAR) приведет к пересмотру самой роли технического персонала в производственном процессе и станет нормой при профессиональной подготовке, экипировке и оснащении сотрудников, считают в компании «Роснефть».

Леус подчеркивает, что для широкого внедрения таких технологий необходима предварительная работа с нормативно-правовой документацией: «Мы уже начали работать в этом направлении, принимали участие в формировании дорожных карт по развитию сквозных технологий виртуальной и дополненной реальности, что также говорит о развитии этого направления в целом».

Все верят в рост

Эксперты сходятся во мнении, что рынок VR/AR-решений в России пока находится на стадии формирования, однако все верят в возможность его дальнейшего развития и роста.

«Нельзя сказать, что рынок всех VR/AR-решений для реального сектора в России, включая продажи «железа», существенно превосходит 1 млрд рублей», — привел свою оценку Каленчук.

В свою очередь руководитель CROC VR (подразделение ИТ-компании КРОК, занимающееся разработкой и внедрением технологий виртуальной и дополненной реальности для различных бизнес-задач) Илья Симонов рассказал, что, согласно совместному исследованию компании с порталом TAdviser, в 2020 году в России инвестиции в проекты по направлению промышленных VR/AR-решений составили около 1,6 млрд рублей. Объем этого рынка в 2022 году, по прогнозу, достигнет минимум 9,2 млрд рублей (то есть за четыре года вырастет в 5,8 раза при среднегодовом темпе роста 55%), а по оптимистичной оценке — 18,7 млрд рублей (рост в 11,7 раза, примерно на 85% в год). «На наш взгляд, позитивная динамика сохранится и число проектов будет расти по мере реализации программ цифровой трансформации», — считает Симонов.

«Пока для российского рынка технологии VR/AR — это территория экспериментов разной степени успешности, но мы уверены, что рынок применения будет расти. Техническое усовершенствование носимых устройств, улучшение программного обеспечения, повышение уровня цифровизации производств во многом этому поспособствует», — рассказали в пресс-службе «Северстали».

По словам Каленчука, на отечественном рынке VR/AR-решений для реального сектора экономики присутствуют не менее 100 различных компаний, из которых не более 20 имеют достаточный уровень профессионализма и могут обеспечить качественную разработку.

Среди крупнейших разработчиков VR/AR-решений Локтев называет такие компании, как CROC VR, United 3D Labs, VE Group и другие.

Симонов отмечает, что среди заказчиков CROC VR преобладают именно промышленные компании, которым необходимо повышать качество обучения специалистов, оптимизировать процессы ремонта и эксплуатации оборудования, а также решать задачу цифровизации производства. При этом особой популярностью пользуется обучение с помощью VR-тренажеров.

В свою очередь Каленчук рассказал о нескольких резидентах фонда «Сколково», разрабатывающих VR/AR-решения для реального сектора. Это российская компания Antilatency, создавшая носимую систему трекинга, позволяющую отслеживать движения любого количества обучаемых на VR/AR-тренажерах в масштабе от комнаты до футбольного стадиона. Разработчик Varwin, выпустивший платформу-конструктор, позволяющую создавать VR-продукты без навыков программирования. Компания VR Concept, занимающаяся разработкой инструментов для работы с виртуальным цифровым прототипом объекта для конструкторов, проектировщиков и дизайнеров. И еще один резидент «Сколково» — VR Professionals, разрабатывающий прикладные VR-тренажеры для шахтеров и стропальщиков.

Помимо использования решений сторонних разработчиков, промышленные компании самостоятельно занимаются созданием и внедрением VR/AR-технологий, подчеркнул Локтев.

Обучение и тренировки

Российские промышленные компании действительно видят большой потенциал VR/AR-технологий в обучающей сфере.

В горнодобывающей компании «Северсталь», например, применяются виртуальные тренажеры для обучения производственного персонала.

Как рассказали в пресс-службе компании, в «Северстали» был разработан и запущен в промышленное производство курс подручного сталеплава для Череповецкого металлургического комбината. Это сотрудник, который берет пробы жидкого металла с установки печь-ковш и проверяет температуру и качество. Есть два режима прохождения курса: отработка навыков (с подсказками) и экзамен (без подсказок).

В работе находится еще один курс с применением технологий виртуальной реальности — отработка техники безопасности и поведения в нештатной ситуации. Он предназначен для добывающих предприятий «Северстали».

Кроме того, «Северсталь» нашла применение VR и в образовательных целях — в 2020 году компания представила виртуальный тур по Череповецкому металлургическому комбинату.

Нефтехимическая компания «Сибур» также применяет виртуальную реальность в интерактивных тренажерах и симуляторах, рассказал Леус. Например, на предприятии компании в Тобольске сотрудники отрабатывают навыки переключений в электроустановках на VR-тренажере, который в том числе позволяет изучать и возможные ошибки, чтобы в реальных условиях весь комплекс переключений проходил быстро и безопасно.

В будущем «Сибур» планирует задействовать продукты на базе VR-технологий для демонстрации правил охраны труда и промышленной безопасности, а также для тренировки взаимодействия с опасными реагентами.

В учебном центре алмазодобывающей компании «Алроса» в Мирном используются виртуальные тренажеры, моделирующие, в частности, подземную буровую установку и самосвал, рассказали в пресс-службе компании. Это довольно большие установки-кабины, где помимо виртуальной среды существуют все инструменты управления соответствующей техникой.

«Перспективу использования такой технологий в горном деле мы видим в том, что потенциально вся система аттестации, сертификации и допусков может быть построена на VR-обучении», — отмечают в «Алросе». В компании указывают, что сейчас основная сложность, связанная с VR-технологиями, — отсутствие контента, особенно для горной отрасли. Но компания рассчитывает, что в ближайшие два-три года он начнет появляться.

Входящая в Evraz (металлургическая и горнодобывающая компания) Распадская угольная компания (РУК) использует VR/AR-технологии для обучения сотрудников и проведения инструктажа по охране труда и промышленной безопасности. Как рассказали в пресс-службе компании, РУК оснастила свой центр подготовки кадров 3D-тренажерами горно-шахтного оборудования — аналогами действующей техники. Такой метод позволяет смоделировать различные производственные ситуации, в том числе аварийные или внештатные.

Сейчас РУК совершенствует свой проект «Виртуальная шахта» (My Mine), в частности, программирует новые сценарии, по которым будем проводить инструктаж и обучение сотрудников.

Компания «Газпромнефть — смазочные материалы» реализует проект цифровых образовательных программ для дистанционного обучения персонала партнерских и дистрибьюторских компаний, сообщили в пресс-службе «Газпром нефти». С помощью иммерсивных технологий отрабатываются алгоритмы действий в типовых ситуациях, например, оказание услуг клиентам на станциях техобслуживания G-Energy Service, консультирование и техническая поддержка. За первый год программы дистанционное обучение с помощью VR-технологий прошли свыше 1 тыс. специалистов из России, Германии, Греции, Турции, Венгрии, Испании и других стран.

Удаленные подсказки

«Сибур» использует дополненную реальность и для удаленного консультирования техспециалистов и ремонтников на заводах, рассказал Леус. «Пользователь находится на заводе и с помощью комплекта AR-очков получает — за счет встроенной видеокамеры и дисплея — подсказки от удаленных специалистов, которые они передают со своего компьютера через единую платформу коммуникаций в любом формате: аудио, текст, документ и т. д.», — пояснил он.

Кроме того, «Сибур» изучает возможность применения AR-устройств в качестве интерфейса для «подсказок» с привязкой к оборудованию по различным меткам и внедрения решений, способных моделировать различные ситуации, в том числе для удаленного обучения специалистов.

В «Роснефти», по словам представителя компании, реализовано несколько пилотных проектов по использованию дополненной реальности для удаленной поддержки производственного персонала при проведении технического обслуживания и ремонта. В компании отметили, что пока большинство решений в сфере VR/AR, которые существуют на рынке, требуют значительной доработки, так как обладают техническими ограничениями и отличаются высокой стоимостью комплексных решений.

В пресс-службе «Северстали» сообщили, что в компании был создан прототип интерактивного помощника для дирекции по ремонтам на базе технологии дополненной реальности, но пока работа по этому проекту приостановлена. Оказалось, что умные очки еще не готовы для применения на реальном производстве. «Пока все, что делается в мире, — это очень ограниченные по функционалу решения, — отмечают в «Северстали». — Вместе с тем мы ожидаем прорыва в части устройств в течение ближайших двух-трех лет и продолжаем работать над созданием контента для мобильных телефонов и планшетов».

РЖД в настоящее время пока только изучают возможности по использованию VR-технологий, отметили в компании. Применять их планируется в подразделениях РЖД, которые занимаются управлением и обслуживанием техники и оборудования. Например, локомотивные бригады могли бы применять решение «удаленный помощник» при возникновении нестандартных ситуаций на перегоне, когда нужно оперативно разобраться в технической неисправности локомотива.

Предварительный анализ показывает, что устройства дополненной реальности могут экономить время по профессиональной подготовке, переподготовке и адаптации новых сотрудников, интегрировать учебный и производственный процессы, пояснили в РЖД.

Стройка, рутинные операции и планирование

В пресс-службе «Газпром нефти» также рассказали, что применяют цифровое проектирование при строительстве новых крупных производственных объектов, когда все предлагаемые решения оцифровываются и загружаются в виртуальные модели. В них встраиваются виртуальные туры, выполняется привязка графика строительства и поставки материально-технических ресурсов. В результате инженеры и проектировщики в VR-очках могут осматривать объект и проверять эффективность и целесообразность предлагаемых решений.

Пилотные проекты с дополненной реальностью были, в частности, протестированы на Московском нефтеперерабатывающем заводе: при наведении планшета на оборудование отображается информация о параметрах объекта, дате последнего обслуживания и режиме эксплуатации.

В ближайшие пять-семь лет «Газпром нефть» планирует распространить VR-технологии строительного контроля на 80% новых объектов, в том числе на ранних стадиях проектирования и для повышения эффективности приемки промышленных объектов в эксплуатацию.

Кроме того, компания намерена перевести две трети своего производственного оборудования на обслуживание с использованием AR-сервисов, что снизит трудоемкость технических работ и минимизирует риски ошибок из-за человеческого фактора. Также AR будет внедряться для оптимизации складских процессов.

В настоящее время в «Газпром нефти» инициирован проект развития единой корпоративной платформы для управления VR-контентом, чтобы упростить доступ к нему всех подразделений компании, включая дочерние предприятия. Аналогичный проект планируется запустить в следующем году для контента AR, в котором предполагается реализовать инструменты по удобному созданию интерактивных AR-подсказок и их размещению на объектах.

«Северсталь» также планирует расширять применение VR для тренингов, проектирования зданий и сооружений на производственных площадках, а еще задумывается о создании цифровых двойников в виртуальной реальности, рассказали в пресс-службе компании.

В РУК в свою очередь подчеркнули, что технологии виртуальной реальности можно использовать для проектирования планов горных работ. «Например, у нас есть 3D-модель шахты «Распадская» и разреза «Распадский»», — уточнили в компании.

Согласно исследованию KPMG, каждая пятая опрошенная российская компания планирует внедрять решения с использованием VR/AR-технологий уже в ближайшие два года. На примере крупнейших отечественных промышленных предприятий можно увидеть, что бизнес видит перспективы у таких технологий, так что, возможно, те же VR-очки уже скоро станут привычным инструментом на каждом заводе или шахте.

VR перемен: как измененная реальность завоевывает реальную

В парке развлечений «Остров мечты» появится первый в России гоночный трек, «катальная горка», с применением VR-технологии. Впрочем, слышать об очках виртуальной или дополненной реальности в индустрии развлечений, тех же компьютерных играх, довольно привычно. А вот то, что в России продали первую квартиру с использованием очков виртуальной реальности — это что-то новенькое. И уже совсем из рубрики «удивительное рядом»: специалисты протестировали VR-очки для дойных коров. О том, в каких областях и как «заигрывают» с реальностью, — читайте в материале «Известий».

Смартфону пора на пенсию?

На днях глава корпорации Qualcomm, крупного производителя мобильных чипов, Криштиану Амон предрек, что через два года мир кардинально изменится как раз благодаря технологиям виртуальной реальности (VR) и дополненной реальности (AR). Только мы привыкли к смартфонам (и то еще не все, поэтому до сих пор можно купить «ламповые» телефоны-раскладушки), как Амон предупредил: смартфоны вытеснят очки с поддержкой дополненной реальности.

Очки смешанной реальности HoloLens 2 от компании Microsoft

Как пишет «Российская газета», идея заключается в том, что благодаря очкам пользователь сможет и прекрасно видеть всё вокруг и в то же время на линзах перед глазами будет появляться полезная информация. Такие устройства уже есть, но достаточно громоздкие. В будущем, считает глава Qualcomm, дизайн усовершенствуется: очки станут удобными и легкими, как беспроводная гарнитура для уха. Для корректной работы устройства нужны сети 5G.

Заявление кажется фантастическим, эксперты настроены скептически. Руководитель Hi-Tech Mail.ru Дмитрий Рябинин считает, что это чистый пиар для привлечения внимания к компании, «все понимают, что смартфоны никуда не уйдут».

Принцип работы очков HoloLens 2

По словам президента Ассоциации дополненной и виртуальной реальности (AVRA) Екатерины Филатовой, мировые телеком-операторы уже обратили внимание на VR- и AR-технологии, поэтому они создают свои платформы и развивают 5G — иммерсивный контент существенно больше увлекает потребителя.

«Здесь несколько вариантов, — говорит в беседе с «Известиями» эксперт. — Вы можете в Facebook, Instagram, TikTok использовать маски — это дополненная реальность. Но дополненная реальность может перейти на следующий уровень: когда вы выходите на вокзале в Хельсинки, достаете телефон, включаете камеру и у вас включается навигация. Вы видите здание 1760 года постройки, вот здесь магазин, а туда идти к отелю. И это не формат карты сейчас, а формат, когда вы видите реальное здание, наводите на него и получаете информацию. Как в фильме «Черное зеркало»: надеваете очки и видите всю информацию о человеке. То есть это дополненная реальность, цифровой слой на реальные объекты. Это может быть и телефон, и очки. На разработку очков уйдет больше времени, а телефон есть уже сейчас».

Фильтры в социальной сети Snapchat

Примерить кроссовки и диван

Новые технологии мотают на ус ритейл, маркетинг. Ритейл, например, с помощью AR-технологий может контролировать раскладку товара на полках: что правильно, а где поправить.

Или взаимодействие с потребителем в плане получения информации о товаре. Самое простое — просканировать QR-код на этикетке, но можно, например, наведя смартфон на коробку с LEGO, увидеть в интерактивном формате как собирать конструктор.

Еще несколько лет назад компания IKEA презентовала приложение для смартфонов и планшетов, которое позволяет разместить, то есть примерить, в своей квартире мебель. Подобное приложение есть и у Leroy Merlin, и у Hoff.

Работа приложения IKEA Place

В России тоже есть мебельный агрегатор Faradise, который с помощью дополненной реальности продвигает онлайн-продажу мебели.

«Люди не покупают мебель онлайн, потому что не понимают, как она будет выглядеть у них в интерьере. Мы предположили, что дополненная реальность сможет помочь, и решили попробовать», — рассказывал как-то в интервью генеральный директор компании Анатолий Щербаков.

Кроме того, курс на необычную примерку взяли и онлайн-магазины одежды и обуви. Так, Lamoda недавно запустила для iOS AR-примерку кроссовок. Технологию 3D-моделирования стопы для подбора обуви тестировали летом в Wildberries. Тестирует AR-технологии также Ozon.

Разобрать по кирпичикам

Банк ВТБ впервые в России провел сделку по покупке квартиры при помощи очков виртуальной реальности. Как сообщает ТАСС, клиент из Красноярска теперь счастливый обладатель жилья в Санкт-Петербурге. По словам Екатерины Филатовой, продажи квартир с помощью визуализации идут не первый месяц. Так, в прошлом году одна из компаний сделала проект визуализации элитного дома на набережной для одного из питерских застройщиков.

«Еще на этапе строительства они сделали съемку с дрона в формате 360, визуализацию квартир, — рассказывает эксперт. Всю эту картинку потенциальный клиент мог посмотреть при помощи шлема и телефона, которые ему специально доставили. — Это очень элитное жилье, основная ценность которого демонстрировалась через виртуальную реальность: как будет выглядеть балкон и что сможет увидеть каждый владелец».

Девушка рассматривает планировку квартиры в VR-очках

В нашей стране подобные технологии — маркетинговый ход, фишка, но в Германии, например, говорит Екатерина Филатова, реально работающий инструмент, само собой разумеющееся.

«В офисах есть все типы визуализации. Они могут показать разницу в планировке, возможности интерьера. Можно передвигаться из комнаты в комнату, но главное — можно менять планировку и смотреть разные квартиры. В Германии уже так продают, и это естественно», — отмечает президент Ассоциации дополненной и виртуальной реальности.

Собственно в строительстве также используют VR-технологии — на этапе проектирования, чтобы исключить все риски, которые уже на этапе строительства могут выйти боком — обойтись в 2–5 раз дороже. Пройдет ли тележка в конкретный проем, соблюдены ли условия пожарной безопасности, правильно ли стоит балка — виртуальная реальность наглядно покажет.

«С другой стороны, в VR могут зайти сразу несколько человек и всё это обсудить, даже если они находятся в разных частях мира», — отмечает еще один плюс Екатерина Филатова.

Инструкция по применению

В этом году Ассоциация виртуальной и дополненной реальности России и СНГ на форуме AVRA DAYS представила первое исследование о применении VR- и AR-технологий в промышленности, в котором участвовали 50 компаний. Так, по мнению экспертов, 2020 год стал переломным. 85% промышленных предприятий в России считают технологии дополненной реальности перспективнее технологий виртуальной реальности, и уже в 2020 году 68% промышленных предприятий в России планируют инвестировать именно в дополненную реальность.

«Я бы сказал, что обе технологии перспективны и будут развиваться — и не только в промышленном направлении, — приводится в исследовании мнение руководителя отдела AR/VR Инновационного Центра Schlumberger Сергея Дороничева. — VR хорош для образования, компьютерных игр и удаленного общения (VR Facebook). В то же время дополненная реальность имеет отличные перспективы стать неотъемлемой частью нашей повседневной жизни, так как данная технология не требует полного отрыва от реального мира. Вы можете получать информацию из дополненной реальности в работе, в быту или на отдыхе, ведя свой обычный образ жизни. И именно поэтому в целом решения дополненной реальности в ближайшие несколько лет будут применяться намного чаще виртуальной».

Сотрудник компании Boeing осматривает детали самолета в очках дополненной реальности Google Glass

Что касается промышленности, то по словам Екатерины Филатовой, тот же Boeing собирает самолеты по технологии дополненной реальности: во время сборки сотрудник в AR-очках получает информацию по конкретным деталям.

«У СИБУР большое направление использования AR-устройств и в части обучения, и в части сборки. Schlumberger, например, делали сравнение: как человек собирает с бумажной инструкцией, с электронной и в очках дополненной реальности. В очках дополненной реальности на сборку ушло в четыре раза меньше времени. Качество сборки не теряется, а даже улучшается, потому что человек сразу видит нужную ему информацию».

То, что доктор прописал

Очевидно, что развитие VR и AR идет от индустрии развлечений к бизнесу, промышленности, даже к медицине. Одна из областей применения — реабилитация.

«Центр национальной технологической инициативы на базе Дальневосточного федерального университета разрабатывает решение для реабилитации больных с проблемами опорно-двигательного аппарата — например, восстановление после инсульта, — рассказывает Екатерина Филатова. — Для того чтобы быстрее восстановить организм, в виртуальной реальности они применяют костюм тактильной обратной связи. Человек в виртуальной реальности видит движения, которые не может совершить, — поднять руку, ногу, — и мозг срабатывает быстрее. За счет костюма обратной связи идут импульсы — таким образом делается шажок в сторону быстрого мышечного восстановления».

Кроме того, VR и AR могут помочь в обучении медиков — не нужно будет отстраивать огромные комплексы с тренажерами. Сфере школьного образования также интересны виртуальные наработки (чего стоит визуализация какого-нибудь химического опыта), но здесь внедрение пока стоит на паузе.

«Только начало. Очень много вопросов по методологии, по самим подходам, по контенту. Министерство вроде как заинтересовано, но это очень большая ответственность», — добавляет эксперт. Работа над методологией идет.

Зато корпоративное виртуальное обучение набирает обороты. Сбербанк, «Газпром нефть», BIOCAD, ВТБ, СИБУР, по словам президента Ассоциации дополненной и виртуальной реальности, успешно используют виртуальные технологии. Таким образом можно продемонстрировать оборудование, к которому в реальности нельзя подпустить сотрудника без гипервысокой квалификации: есть возможность подойти, понажимать кнопки и рычаги, увидеть результат действий. Или оказаться на атомной электростанции, ледоколе, до которых лететь 20 часов ради пяти минут инструктажа.

«Можно построить полную цифровую копию целого завода и отрабатывать любой производственный процесс — пожарную тревогу, внутреннюю схему движения транспорта, вплоть до работы отдельных производственных линий. То же самое — с нештатными ситуациями, — цитирует издание «Деловой квартал» основателя компании-разработчика VR/AR-технологий Рафаила Валиева. — Как сотрудников учат действовать в подобном случае? Зачастую формально — прочитал брошюру по технике безопасности, распишись в журнале, что ознакомлен. Всё, обучение пройдено».

А еще с помощью VR и AR предлагается отработать психологические барьеры, улучшить коммуникацию — что называется, попробовать на своей шкуре.

«Человеку нужно увольнять людей — это всегда неприятный момент, а в виртуальной реальности можно отработать эти моменты. Или продавцу в магазине нужно предлагать новые скидки и товары — в виртуальной реальности отрабатывают разные скрипты, как правильно общаться с покупателями, особенно если возникла напряженная ситуация, — говорит Екатерина Филатова. — В Сбербанке делали проект для операционистов: каким образом нужно общаться с пенсионерами. Чтобы операционист видел мир глазами пенсионера и понимал, почему бабушке нужно всё спокойно повторить 85 раз».

Цифровизация и еще раз цифровизация

Понятно, что детализация картинки требует серьезных затрат. И это одна из причин, почему технологии виртуальной и дополненной реальности пока не перешли из ранга «удивительного» в статус «привычного». Клиенты обжигаются.

«Иногда случаются провальные проекты, из-за которых участники не хотят возвращаться. «Мы всё это видели, у нас ничего не получилось, будем на другое смотреть». Нет понимания качества технологии. Применение технологии ради хайпа приводит к тому, что бизнес-результат не всегда качественный, — объясняет Екатерина Филатова. — Берется более дешевая команда, у которой нет нужной компетенции — отсюда и качество хуже. Сами маркетологи не стараются глубоко погрузиться в технологию, поэтому не понимают, каким образом оценивать качество подрядчика. Или при обращении в компанию отрасли им говорят, что проект стоит миллион. Отвечают: «А у нас только 200 тыс., но хотим так же». Им и находят того, кто сделает за 200 тыс., но по факту это и проект на 200 тыс., а никак не на миллион».

В промышленности тоже не всегда адекватно оценивают подобные проекты, к тому же создание инфраструктуры для внедрения технологий также требует высоких затрат.

«Виртуальная и дополненная реальности — это следующий этап цифровизации. Если у предприятия нет первого этапа цифровизации, они, например, до сих пор не внедрили электронный документооборот, то для них VR — это слишком большой скачок. Плюс только сейчас промышленные предприятия начинают делиться своим опытом и результатами. И это пока единичные случаи», — замечает эксперт.

Кстати, в сравнении с остальными странами наши разработки не идут в рассинхрон с мировыми трендами. Даже китайцы хвалят наших специалистов. Так что идем, пусть и не быстро, в виртуальную реальность и дополняем существующую. Потенциал есть. Как показало то же исследование AVRА, 58% предприятий в России имеют свои центры инноваций.

Рейтинг казино по размерам бонусов за регистрацию и пополнения счета:
  • КазиноИкс
    КазиноИкс

    1 место в рейтинге. Самые большие бонусы за всё!

  • Чемпион
    Чемпион

    Проверенное временем казино на русском языке. Выплаты за 1 минуту!

  • ДжойКазино
    ДжойКазино

    Проверенное казино с быстрым выводом денег!

Добавить комментарий